19.03.2024 13:15
Сайт школьного историко-краеведческого музея имени генерал-полковника А.Г.Викторова МБОУ "СОШ п. Опытный" Цивильского муниципального округа Чувашской Республики
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), русский просветитель, ученый-энциклопедист, поэт, переводчик. Родился 8 (19) ноября 1711 в деревне Мишлинская близ Холмогор Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан. Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые мог достать: "Арифметику" Магницкого, "Славянскую грамматику" Смотрицкого и "Псалтирь рифмотворную" Симеона Полоцкого. В декабре 1730 года ушел с рыбным обозом в Москву.

В январе 1731 года Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам. Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.

В начале 1736 года как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук, а осенью того же года - в Германию, в Марбургский университет, в котором 3 года обучался естественным и гуманитарным наукам.

В 1739 году отправился во Фрайбург, где изучал химию и горное дело в Горной академии. К этому времени относятся первые поэтические и литературно-теоретические опыты. Ломоносов прислал в Россию "Письмо о правилах российского стихотворства" с приложенной к нему одой "На взятие Хотина", в которой практически подтверждал провозглашенные в "Письме" правила русского силлабо-тонического стихосложения.

Последовательно и смело развивал идеи, впервые высказанные В. К. Тредиаковским, и утверждал силлабо-тоническую систему как "природную" для русского языка.

В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию.

В 1742 году был назначен адъюнктом физического класса, а в 1745 - профессором химии (академиком) Петербургской академии наук. Сразу повел борьбу против "неприятелей наук российских" из числа иностранцев.

Творчество Ломоносова было исключительно разносторонним. В его работах получили освещение почти все отрасли современного ему естествознания, горного дела и металлургии, математики, истории, филологии, языкознания, искусства, литературы.

В 1748 году он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751 году.

М.В. Ломоносов активно и успешно занимался астрономией, мореходным делом, краеведением, географией, метеорологией и другими науками. Ввел в употребление химические весы и заложил основы количественного анализа, опроверг флогистонную теорию горения, аргументы против которой позже изложил Лавуазье.

В 1742 году Ломоносов впервые в России начал читать публичные лекции на русском языке в Академии наук. В 1755 году по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, "открытый для всех лиц, способных к наукам", а не только для дворян.

Главным сочинением Ломоносова по языку была "Российская грамматика", написанная в 1755 году и выдержавшая 14 изданий. Это была первая получившая широкую известность грамматика русского языка, созданная в России. Использовав ряд идей старославянской грамматики Мелетия Смотрицкого (ок. 1578-1633), Ломоносов высказал ряд оригинальных идей. Сохраняя некоторые архаичные представления (например, восходящую к латинскому эталону схему частей речи), ко многим вопросам подходил по-новому, в частности, отделяя звуки от букв и рассматривая физиологические и акустические свойства звуков.

В "Грамматике" дается первая классификация основных диалектов (наречий) русского языка. Четко разграничены русский и церковнославянский языки, определяются их основные различия на различных уровнях организации звуковой системы.

Большое значение имело произведенное Ломоносовым стилистическое нормирование русского языка.

Идеи о стилях русского языка Ломоносов впервые высказал в "Кратком руководстве к красноречию..." (1748); позднее писал об этом в "Российской грамматике" и более детально в сочинении "О пользе книг церковных в российском языке" (1758). Здесь Ломоносов создает получившую широкую известность концепцию "трех штилей" русского языка, призванную обосновать возможность и необходимость и при этом кодифицировать использование русского языка во всех функциональных стилях языкового общения.

Согласно Ломоносову, каждый литературный жанр должен писаться в определенном "штиле": "высокий штиль" "потребен" для героических поэм, од, "прозаичных речей о важных материях"; средний - для стихотворных посланий, элегий, сатир, описательной прозы и др.; низкий - для комедий, эпиграмм, песен, "писаний обыкновенных дел".

"Штили" упорядочивались прежде всего в области лексики, в зависимости от соотношения нейтральных (общих для русского и церковнославянского языков), церковнославянских и русских просторечных слов. "Высокий штиль" характеризуется сочетанием славянизмов с нейтральными словами, "средний штиль" строится на основе нейтральной лексики с добавлением некоторого количества славянизмов и просторечных слов, "низкий штиль" комбинирует нейтральные и просторечные слова.

. Теория "трех штилей" оказала значительное влияние на развитие русского литературного языка во второй половине 18 века вплоть до деятельности школы Николая Михайловича Карамзина (с 1790-х годов), взявшей курс на сближение русского литературного языка с разговорным.

Поэтическое наследие Ломоносова включает в себя  философские оды-размышления "Утреннее размышление о Божием величестве" (1743) и "Вечернее размышление о Божием величестве" (1743), стихотворные переложения псалмов и примыкающую к ним "Оду, выбранную из Иова" (1751), дидактическое "Письмо о пользе стекла" (1752), незаконченную героическую поэму "Петр Великий" (1756-1761), философский "Разговор с Анакреоном", героическую идиллию "Полидор" (1750), две трагедии, многочисленные стихи по случаю различных празднеств, эпиграммы, притчи, переводные стихи.

Вершиной поэтического творчества Ломоносова являются его оды, писавшиеся "на случай" - в связи с заметными событиями в жизни государства, например, к восшествию на престол императриц Елизаветы и Екатерины II.

Ломоносов использовал торжественные поводы для создания ярких и величественных картин мироздания. Оды изобилуют метафорами, гиперболами, аллегориями, риторическими вопросами и другими приемами, создающими внутреннюю динамику и звуковое богатство стиха, проникнуты патриотическим пафосом, размышлениями о будущем России.

Особенность поэтического мировоззрения Ломоносова подметил впоследствии Гоголь: "Сила восторга превратила натуралиста в поэта".

Характеристику личности Ломоносова дал Александр Сергеевич Пушкин: "Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник".

Русский ученый-энциклопедист знал и ценил философское творчество Лейбница и Декарта. В то же время в своих гносеологических воззрениях Ломоносов стремился избегать крайностей сенсуализма, признавая исключительную роль рационального познания: "Те, кто, собираясь извлечь из опыта истины, не берет с собой ничего, кроме собственных чувств, по большей части должны остаться ни с чем, ибо они или не замечают лучшего и необходимейшего, или не умеют воспользоваться тем, что видят или постигают при помощи остальных чувств".

Ученый не был склонен к мистицизму в понимании природы, утверждая, что "приписывать... физическое свойство тел божественной воле или какой-нибудь чудодейственной силе мы не можем". Само научное познание для Ломоносова было своеобразным служением:

Один из основоположников новой светской российской культуры, Ломоносов был убежден, что научное и культурное творчество требуют высокого нравственного и даже религиозного вдохновения.

Умер Ломоносов в Петербурге 4 (15) апреля 1765 года. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
  • Сайт нашей школы
  • Сайт руководителя музея
  • Цивильский район ЧР
  • Культурный провайдер Чувашии
  • Музеи онлайн
  • Музеи России
  • Ассоциация музеев России
  • Русский Музей
  • Кунсткамера
  • Друзья сайта
    Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz