Михаил Васильевич Ломоносов
(1711-1765), русский просветитель, ученый-энциклопедист, поэт, переводчик.
Родился 8 (19) ноября 1711 в деревне Мишлинская близ Холмогор Архангельской
губернии в семье крестьянина-помора. Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море
и Северный Ледовитый океан. Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все
книги, которые мог достать: "Арифметику" Магницкого, "Славянскую
грамматику" Смотрицкого и "Псалтирь рифмотворную" Симеона
Полоцкого. В декабре 1730 года ушел с рыбным обозом в Москву.
В январе 1731 года Ломоносов,
выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую
академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим
гуманитарным наукам. Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был
признан одним из лучших латинистов Европы.
В начале 1736 года как один из
лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской
академии наук, а осенью того же года - в Германию, в Марбургский университет, в
котором 3 года обучался естественным и гуманитарным наукам.
В 1739 году отправился во
Фрайбург, где изучал химию и горное дело в Горной академии. К этому времени
относятся первые поэтические и литературно-теоретические опыты. Ломоносов
прислал в Россию "Письмо о правилах российского стихотворства" с
приложенной к нему одой "На взятие Хотина", в которой практически
подтверждал провозглашенные в "Письме" правила русского
силлабо-тонического стихосложения.
Последовательно и смело
развивал идеи, впервые высказанные В. К. Тредиаковским, и утверждал
силлабо-тоническую систему как "природную" для русского языка.
В 1741 году Ломоносов вернулся
в Россию.
В 1742 году был назначен
адъюнктом физического класса, а в 1745 - профессором химии (академиком)
Петербургской академии наук. Сразу повел борьбу против "неприятелей наук
российских" из числа иностранцев.
Творчество Ломоносова было
исключительно разносторонним. В его работах получили освещение почти все
отрасли современного ему естествознания, горного дела и металлургии,
математики, истории, филологии, языкознания, искусства, литературы.
В 1748 году он создал
химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе
разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих
мозаик, созданных в 1751 году.
М.В. Ломоносов активно и
успешно занимался астрономией, мореходным делом, краеведением, географией,
метеорологией и другими науками. Ввел в употребление химические весы и заложил
основы количественного анализа, опроверг флогистонную теорию горения, аргументы
против которой позже изложил Лавуазье.
В 1742 году Ломоносов впервые в
России начал читать публичные лекции на русском языке в Академии наук. В 1755
году по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский
университет, "открытый для всех лиц, способных к наукам", а не только
для дворян.
Главным сочинением Ломоносова
по языку была "Российская грамматика", написанная в 1755 году и
выдержавшая 14 изданий. Это была первая получившая широкую известность
грамматика русского языка, созданная в России. Использовав ряд идей
старославянской грамматики Мелетия Смотрицкого (ок. 1578-1633), Ломоносов
высказал ряд оригинальных идей. Сохраняя некоторые архаичные представления
(например, восходящую к латинскому эталону схему частей речи), ко многим вопросам
подходил по-новому, в частности, отделяя звуки от букв и рассматривая
физиологические и акустические свойства звуков.
В "Грамматике" дается
первая классификация основных диалектов (наречий) русского языка. Четко
разграничены русский и церковнославянский языки, определяются их основные
различия на различных уровнях организации звуковой системы.
Большое значение имело
произведенное Ломоносовым стилистическое нормирование русского языка.
Идеи о стилях русского языка
Ломоносов впервые высказал в "Кратком руководстве к красноречию..."
(1748); позднее писал об этом в "Российской грамматике" и более
детально в сочинении "О пользе книг церковных в российском языке"
(1758). Здесь Ломоносов создает получившую широкую известность концепцию "трех
штилей" русского языка, призванную обосновать возможность и необходимость
и при этом кодифицировать использование русского языка во всех функциональных
стилях языкового общения.
Согласно Ломоносову, каждый
литературный жанр должен писаться в определенном "штиле":
"высокий штиль" "потребен" для героических поэм, од,
"прозаичных речей о важных материях"; средний - для стихотворных
посланий, элегий, сатир, описательной прозы и др.; низкий - для комедий,
эпиграмм, песен, "писаний обыкновенных дел".
"Штили" упорядочивались
прежде всего в области лексики, в зависимости от соотношения нейтральных (общих
для русского и церковнославянского языков), церковнославянских и русских
просторечных слов. "Высокий штиль" характеризуется сочетанием
славянизмов с нейтральными словами, "средний штиль" строится на
основе нейтральной лексики с добавлением некоторого количества славянизмов и
просторечных слов, "низкий штиль" комбинирует нейтральные и
просторечные слова.
. Теория "трех
штилей" оказала значительное влияние на развитие русского литературного
языка во второй половине 18 века вплоть до деятельности школы Николая
Михайловича Карамзина (с 1790-х годов), взявшей курс на сближение русского
литературного языка с разговорным.
Поэтическое наследие Ломоносова
включает в себя философские оды-размышления "Утреннее размышление о
Божием величестве" (1743) и "Вечернее размышление о Божием
величестве" (1743), стихотворные переложения псалмов и примыкающую к ним
"Оду, выбранную из Иова" (1751), дидактическое "Письмо о пользе
стекла" (1752), незаконченную героическую поэму "Петр Великий"
(1756-1761), философский "Разговор с Анакреоном", героическую идиллию
"Полидор" (1750), две трагедии, многочисленные стихи по случаю
различных празднеств, эпиграммы, притчи, переводные стихи.
Вершиной поэтического
творчества Ломоносова являются его оды, писавшиеся "на случай" - в
связи с заметными событиями в жизни государства, например, к восшествию на
престол императриц Елизаветы и Екатерины II.
Ломоносов использовал
торжественные поводы для создания ярких и величественных картин мироздания. Оды
изобилуют метафорами, гиперболами, аллегориями, риторическими вопросами и
другими приемами, создающими внутреннюю динамику и звуковое богатство стиха,
проникнуты патриотическим пафосом, размышлениями о будущем России.
Особенность поэтического
мировоззрения Ломоносова подметил впоследствии Гоголь: "Сила восторга
превратила натуралиста в поэта".
Характеристику личности
Ломоносова дал Александр Сергеевич Пушкин: "Соединяя необыкновенную силу
воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения.
Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк,
ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все
проник".
Русский ученый-энциклопедист
знал и ценил философское творчество Лейбница и Декарта. В то же время в своих
гносеологических воззрениях Ломоносов стремился избегать крайностей
сенсуализма, признавая исключительную роль рационального познания: "Те,
кто, собираясь извлечь из опыта истины, не берет с собой ничего, кроме
собственных чувств, по большей части должны остаться ни с чем, ибо они или не
замечают лучшего и необходимейшего, или не умеют воспользоваться тем, что видят
или постигают при помощи остальных чувств".
Ученый не был склонен к
мистицизму в понимании природы, утверждая, что "приписывать... физическое
свойство тел божественной воле или какой-нибудь чудодейственной силе мы не
можем". Само научное познание для Ломоносова было своеобразным служением:
Один из основоположников новой
светской российской культуры, Ломоносов был убежден, что научное и культурное
творчество требуют высокого нравственного и даже религиозного вдохновения.
Умер Ломоносов в Петербурге 4
(15) апреля 1765 года |